Игры как средство профессиональной ориентации

Одним из частных случаев игры являются имитационные деловые игры, которые можно с успехом применять для решения важной задачи социализации старшеклассников – предуготовления их к самостоятельной жизни, помощи при принятия существенного для них решения – выбора будущей профессиональной деятельности.

Под профессиональной ориентацией абитуриентов мы понимаем совокупность субъективных представлений, как правило, выпускника школы о будущей деятельности. Данные представления являются основанием выбора специальности и вуза. В большинстве случаев, эти представления складываются в результате созерцания деятельности снаружи – это могут быть образы из кинофильмов, книг, личное или опосредованное знакомство с успешным представителем той или иной профессии, иногда, это может быть просто чувство зависти к человеку или группе людей, имеющих большие деньги.
Например, после просмотра американских сериалов, где ключевой фигурой являлся адвокат, многие абитуриенты, поступающие на специальность “Юриспруденция” грезят стать именно адвокатом, хотя на вопрос “Будете ли защищать серийного убийцу?”, как правило, отвечают отрицательно, показывая тем самым непонимание основного положения Закона о том, что каждый человек имеет право на квалифицированную защиту и именно эта защита является содержанием деятельности адвоката. В других случаях ошибочные представления у старшеклассников инициирует школа, например, “Я иду на специальность “Финансы и кредит”, потому что я хорошо учусь по математике, а в пединститут на “Математику” идти не хочу, потому что учителям мало платят”.

Так почему же основания для выбора будущей профессии носят поверхностный, подчас мифологический, характер? Основная причина, на наш взгляд, кроется в том, что деятельность молодые люди видят не изнутри, а только снаружи. Таким образом, ключевым вопросом профориентации является вопрос о том, как обеспечить условия для “погружения” старшеклассников в деятельность с тем, чтобы у них появлялся личный опыт работы в условиях взаимодействия с другими людьми.

Включить молодого человека в работу на конкретном рабочем месте не всегда представляется возможным, то произвести имитацию деятельности, чаще всего, удается. Имитация, конечно, отличается от реальности, но, если в ней сохранены существенные черты, то она приемлема для решения задач профессиональной ориентации – обеспечить введение в предметную область деятельности, дать основные понятия о ней.
За несколько игровых периодов моделируются события, которые разворачиваются в реальной жизни на протяжении нескольких месяцев или лет. Все остальное в игре реально: взаимодействие команд в конкурентной среде, анализ складывающейся ситуации, выработка программы действий, распределение обязанностей среди членов команды, контроль правильности выбранной стратегии и тактики, оперативное внесение корректив в действия команды.

Важно отметить, что подобные имитационные игры дают возможность получить опыт самостоятельной деятельности, способствуют самопределению личности, формированию инициативности, самостоятельности, условий для успешной социализации. Кроме того, имитационные игры, как правило, становятся мотивом для участника узнать побольше о той профессиональной деятельности, которую он сумел почувствовать на игре.

В рамках имитационной игры транслируется три группы понятий, составляющие содержание игры:
- “экономические, социальные” (цена, спрос-предложение, сделки, кредит, депозит, и др.);
- “организационно-управленческие” (анализ ситуации, принятие решений, стратегия и тактика, командная работа, командная борьба, конкуренция, распределение функций и др.);
- “личностно-компетентностные” (самоопределение, коммуникация, лидерство, ответственность, самоорганизация и др.).

Экономические понятия заложены в игровой сценарий и правила. Это есть “объект” игры - то, поводу чего разворачивается игровой процесс. Но играют в игру конкретные люди и команды. Участники игры, играя, получают (рефлексивно) представление о своих личных компетенциях, качествах, способностях. Иногда при этом они узнают о себе то, чего не знали раньше, до игры. Организация участников в команды имитирует управленческую деятельность (*современное управление существует исключительно в командных, но не в личностных формах). По ходу игры участники осуществляют управленческую деятельность, принимая решения в командах.

Комментариев нет: