Анализ аналогов

Определяющими моментами, на основе которых автор искал аналогичные подходы в педагогических инструментах, являются следующие:
-        Это должен быть игровой метод обучения, как наиболее привлекательный и обеспечивающий высокую личную мотивацию обучаемых,
-        Игра, лежащая в основе, должна быть технологична, т.е. отчуждена как можно больше от педагога, который ее проводит – педагогическая машина на то и называется «машиной», что перестает зависеть от человеческого фактора – искусности педагога,
-        Игра, лежащая в основе, должна быть масштабируема – обеспечивать возможность вовлечения от 10 до 200 участников (данное соображение продиктовано с одной стороны массовостью подхода, с другой – экономичностью ресурсов).

Среди игр, удовлетворяющих данным требованиям, направленных на изучение основ экономики и наиболее популярных за последние 10 лет, необходимо, по мнению автора, выделить следующие: «МЭМ» (моделирование экономики и менеджмента) (http://www.mese.ru/) , «Корпорация +» (http://www.vkkb.ru/aboutbc.html) , «Виртономика» (http://virtonomica.ru/).

Игры «МЭМ» (Моделирование экономики и менеджмента), «Корпорация» укладываются в общую организационную схему: начальные условия (игровая ситуация №0) - ввод решений играющих групп - изменение игровой ситуации (игровая ситуация №1) и далее - по кругу.
Играм, построенным на такой схеме присущи:
1.      отсутствие прямого взаимодействия игроков разных групп (решение принимается группой один раз в период и отдается операторам информационной системы, игроки других команд не видят эти решения, взаимодействие только опосредованное - через экран, который выдает, например, места играющих команд на основе каких либо интегрированных показателей),
2.      нерациональное использование игрового времени (пока все не сдадут свои решения за N период, следующий период не начнется).

Игра «Виртономика» является индивидуальной, коммуникация по вопросам игры происходит на Интернет-форумах, коммуникация по решениям в игре – опосредованная, через изменение цен на приобретаемую и продаваемую продукцию.

В процессе изучения аналогов, различных подходов к классификации игр автор предпринял попытку сравнения своих игр с аналогичными. Ниже приводятся собственные сравнительные таблицы:

Сравнение игр с помощью классификации по математической теории игр:
МЭМ
Корпорация
Виртономика
Бизнес и банки
Антогонистическая
Антогонистическая
Антогонистическая
Антогонистическая
Стратегическая
Стратегическая
Стратегическая
Стратегическая
Матричная
Матричная
Матричная
Матричная
Неполное информирование
Неполное информирование
Неполное информирование
Полное информирование

Сравнение игр с помощью классификации Е.И. Добринской и Э.В. Соколова:
МЭМ
Корпорация
Виртономика
Бизнес и банки
Экономическая
Экономическая
Экономическая
Экономическая
Не коммуникативная
Не коммуникативная
Не коммуникативная
Коммуникативная
Групповая
Групповая
Индивидуальная
Групповая
Игровой метод обучения
Игровой метод обучения
Игровой метод обучения
Игровой метод обучения

Общее в имитационных играх ТАУ (игра «Бизнес и банки» лишь частный пример) и вышеназванных игр:
-        Моделирование ситуаций в области экономической деятельности
-        Способ оценивания успешности действий участников игры – рейтинг на основе величины заработанных виртуальных средств
-        Множественность инструментов воздействия на игровую ситуацию
-        Возможность проведения учебных курсов на основе игр – с последующим обсуждением и выходом на рефлексивное обобщение опыта

Отличительными чертами имитационных игр ТАУ по сравнению с вышеперечисленными аналогами являются:
-        Коммуникативность – обеспечивается тем, что каждая сделка должна осуществляться на игре между двумя (или даже тремя) командами, командам приходиться реально договариваться в условиях конфликта интересов
-        Интерактивность – каждая частная сделка меняет игровую ситуацию, например, изменяется текущая доля рынка. Все это происходит в течение периода, а не по завершении его. Количество сделок на наших играх ничем не ограничено, если не считать скорости операторов, которые вносят данные по сделкам в информационную систему.
-        Информативность - каждая частная сделка высвечивается на экране игры и одновременно сообщается об изменении параметров игровой ситуации