Определяющими моментами, на основе которых автор искал аналогичные подходы в педагогических инструментах, являются следующие:
- Это должен быть игровой метод обучения, как наиболее привлекательный и обеспечивающий высокую личную мотивацию обучаемых,
- Игра, лежащая в основе, должна быть технологична, т.е. отчуждена как можно больше от педагога, который ее проводит – педагогическая машина на то и называется «машиной», что перестает зависеть от человеческого фактора – искусности педагога,
- Игра, лежащая в основе, должна быть масштабируема – обеспечивать возможность вовлечения от 10 до 200 участников (данное соображение продиктовано с одной стороны массовостью подхода, с другой – экономичностью ресурсов).
Среди игр, удовлетворяющих данным требованиям, направленных на изучение основ экономики и наиболее популярных за последние 10 лет, необходимо, по мнению автора, выделить следующие: «МЭМ» (моделирование экономики и менеджмента) (http://www.mese.ru/) , «Корпорация +» (http://www.vkkb.ru/aboutbc.html) , «Виртономика» (http://virtonomica.ru/).
Игры «МЭМ» (Моделирование экономики и менеджмента), «Корпорация» укладываются в общую организационную схему: начальные условия (игровая ситуация №0) - ввод решений играющих групп - изменение игровой ситуации (игровая ситуация №1) и далее - по кругу.
Играм, построенным на такой схеме присущи:
1. отсутствие прямого взаимодействия игроков разных групп (решение принимается группой один раз в период и отдается операторам информационной системы, игроки других команд не видят эти решения, взаимодействие только опосредованное - через экран, который выдает, например, места играющих команд на основе каких либо интегрированных показателей),
2. нерациональное использование игрового времени (пока все не сдадут свои решения за N период, следующий период не начнется).
Игра «Виртономика» является индивидуальной, коммуникация по вопросам игры происходит на Интернет-форумах, коммуникация по решениям в игре – опосредованная, через изменение цен на приобретаемую и продаваемую продукцию.
В процессе изучения аналогов, различных подходов к классификации игр автор предпринял попытку сравнения своих игр с аналогичными. Ниже приводятся собственные сравнительные таблицы:
Сравнение игр с помощью классификации по математической теории игр:
МЭМ | Корпорация | Виртономика | Бизнес и банки |
Антогонистическая | Антогонистическая | Антогонистическая | Антогонистическая |
Стратегическая | Стратегическая | Стратегическая | Стратегическая |
Матричная | Матричная | Матричная | Матричная |
Неполное информирование | Неполное информирование | Неполное информирование | Полное информирование |
Сравнение игр с помощью классификации Е.И. Добринской и Э.В. Соколова:
МЭМ | Корпорация | Виртономика | Бизнес и банки |
Экономическая | Экономическая | Экономическая | Экономическая |
Не коммуникативная | Не коммуникативная | Не коммуникативная | Коммуникативная |
Групповая | Групповая | Индивидуальная | Групповая |
Игровой метод обучения | Игровой метод обучения | Игровой метод обучения | Игровой метод обучения |
Общее в имитационных играх ТАУ (игра «Бизнес и банки» лишь частный пример) и вышеназванных игр:
- Моделирование ситуаций в области экономической деятельности
- Способ оценивания успешности действий участников игры – рейтинг на основе величины заработанных виртуальных средств
- Множественность инструментов воздействия на игровую ситуацию
- Возможность проведения учебных курсов на основе игр – с последующим обсуждением и выходом на рефлексивное обобщение опыта
Отличительными чертами имитационных игр ТАУ по сравнению с вышеперечисленными аналогами являются:
- Коммуникативность – обеспечивается тем, что каждая сделка должна осуществляться на игре между двумя (или даже тремя) командами, командам приходиться реально договариваться в условиях конфликта интересов
- Интерактивность – каждая частная сделка меняет игровую ситуацию, например, изменяется текущая доля рынка. Все это происходит в течение периода, а не по завершении его. Количество сделок на наших играх ничем не ограничено, если не считать скорости операторов, которые вносят данные по сделкам в информационную систему.
- Информативность - каждая частная сделка высвечивается на экране игры и одновременно сообщается об изменении параметров игровой ситуации